On-line: гостей 0. Всего: 0 [подробнее..]
АвторСообщение
Админ.




Сообщение: 40
Настроение: Спросите, и Вам ответят!
Откуда: Россия, Оренбург
Репутация: 0
ссылка на сообщение  Отправлено: 01.01.09 19:52. Заголовок: Несколько правил видеосъемки


Несколько правил видеосъемки

Одна из первых и главных проблем – это нестабильность изображения, вызванная дрожанием руки при съемке. Причем, каким бы легким ни был аппарат и какой бы физической силой ни обладал его владелец, все равно эти недостатки рано или поздно дают о себе знать. Практически полностью избежать данной проблемы удается только с помощью штатива... Как известно, сегодня большинство производителей выпускают видеокамеры, оборудованные электронной или оптической системой стабилизации изображения, позволяющей в некоторой степени компенсировать дрожание руки, особенно при съемке сцен с высокими коэффициентами масштабирования кадра.
И все же в ряде случаев следует избегать применения данной функции (особенно это касается системы электронной стабилизации изображения). К примеру, использование этого режима при съемке панорам часто приводит вначале к залипанию изображения, а затем к неоправданным рывкам.
Не увлекайтесь частым использованием системы масштабирования изображения. Непрерывные и однообразные операторские приемы типа "наездов" и "отъездов" делают фильм скучным и "укачивают" зрителя. Иногда лучше снять сцену в мелком масштабе, затем остановить запись, укрупнить изображение и снова продолжить съемку.

Хороший стиль, когда в вашей видеоленте чередуются крупные, средние и общие планы. Последние применяются для съемки пейзажей, ландшафтов, архитектурных ансамблей и помогают зрителю получить представление о месте, где будут разворачиваться основные события эпизода, о взаимном расположении протяженных объектов снимаемой сцены.
От общего плана можно перейти к среднему - показать группу людей, человека в полный рост, интерьер помещения и т. д. По сути, средние планы - это "кирпичики", из которых складывается "здание" фильма. Именно они используются для отображения главных действий и построения сюжетной линии кинокартины, все остальное - лишь дополнения, украшения, привязка к месту, создание настроения.
Крупный план служит для демонстрации различных характеристик объекта - лица героя, главной части интерьера комнаты или пейзажа и т. д. Неслучайно такой масштаб изображения часто применяется при съемке интервью, выступлений на конференциях и официальных встречах.
Иногда возникает необходимость сделать акцент на какой-либо важной детали-- показать выразительные глаза героя; его руки, непроизвольно комкающие бумажный листок; деталь наряда (редкую награду, дорогую бижутерию, небрежно завязанный галстук и т. п.). Кроме того, всегда неплохо смотрится, если длительную панораму природного пейзажа прервать кадрами, запечатлевшими танец листочка на ветру либо одинокий цветок, неизвестно каким образом выросший на безжизненной гранитной скале; а затем с помощью системы трансфокации неспешно вернуться к первоначальному виду. Во всех этих случаях применяют сверхкрупные планы. Они придают эмоциональную окраску видеофрагменту и позволяют полнее раскрыть режиссерский замысел.
При съемке панорам желательно перемещать камеру в медленном темпе и с равномерной скоростью, избегая рывков и толчков. По возможности для этих целей лучше использовать штатив или монопод.
Современное телевидение сформировало у людей "клиповое мышление" - лучше всего воспринимаются видеосюжеты, состоящие из сцен продолжительностью не более 5 с. Некоторые бытовые камкордеры даже имеют специальный режим "5 секунд", позволяющий в принудительном порядке записывать лишь короткие видеофрагменты, кроме того, многие модели для этих целей содержат 10-секундный счетчик с обратным отсчетом времени. Данными функциями очень удобно пользоваться при съемке свадеб, застолий, юбилеев и вечеринок, чтобы долгожданные приятные мгновения -- счастливые лица друзей, высокопарные тосты знакомых, радостные хлопоты родственников -- впоследствии не сливались на экране в однообразную и монотонную возню, вряд ли интересную даже самим виновникам торжества.
Тем не менее, динамичная "нарезка" - это задача нелинейного монтажа. По большому счету, рабочего материала всегда лучше иметь больше, чтобы было из чего выбирать. В итоге 6-12 с - вполне достаточная длительность для одной сцены при съемке.
По возможности избегайте съемок на ходу, поскольку, как правило, ничего путного из этого не выходит - не стоит в данном отношении копировать профессионалов. При видеосъемке подвижной камерой они используют либо плечевой упор, доступный в дорогих аппаратах, либо специальные (иногда стационарные рельсовые) платформы, обеспечивающие равномерное перемещение оператора вместе с камерой в нужном направлении. Подобные вещи в "домашних" условиях создавать довольно сложно, да и стоит ли игра свеч? Даже при съемке движущейся "группы товарищей" лучше забежать вперед, остановиться, оглядеться, выбрать точку и только тогда начать видеозапись.
Желательно избегать съемок резко контрастных сцен, где одновременно присутствуют объекты (или их элементы) как освещенные солнцем, так и лежащие в тени. В подобных случаях нередко возникают ошибки в цветопередаче из-за неправильного определения баланса белого.
И все же, для того чтобы получить в итоге интересный и увлекательный видеосюжет, необходимо, но вовсе не достаточно придерживаться перечисленных выше правил. Нужно постоянно искать новые необычные ракурсы и точки съемки. Одно и то же событие можно подать совершенно по-разному. К примеру, "увековечивая" соревнования по бальным танцам, можно запечатлеть общий вид сцены с трибуны или балкона, затем посмотреть на пары с "судейской точки зрения", т. е. со стороны арбитров, или снять танец с уровня пола, тем самым нарушив привычные перспективы. Благо, практически все цифровые видеокамеры оборудованы откидными поворотными дисплеями, и для контроля изображения во многих случаях совсем необязательно пытаться заглянуть в глазок камер, сгибаясь при этом в три погибели.
При творческом выборе ракурса съемки необходимо все время фантазировать, преодолевать сложившиеся стереотипы мышления. Нужно, если хотите, в определенном смысле вернуться в детство, вспомнить свои ощущения, игры. К примеру, гладите вы кошку, удобно расположившуюся на ваших руках, и тут мысль: "А каким видит меня в данный момент моя Мурка?". Попробуйте посмотреть сквозь видоискатель камеры из той же самой точки, что и животное, на кого-нибудь из близких, на окружающий мир -- все предстанет перед вами совершенно по-иному. Так можно фантазировать дальше и дальше: как видят окружающие предметы птица на ветке, пчела на цветке, летучая мышь, висящая под сводом пещеры. И каждый такой "взгляд" для оператора -- суть новое измерение, новая вершина (ну, пусть вначале холмик) его мастерства.

Так же смотрите здесь: Видеомонтаж свадьбы http://sdr1.forum24.ru/?1-2-0-00000003-000-0-0-1230823338

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
Ответов - 4 [только новые]


Админ.




Сообщение: 43
Настроение: Спросите, и Вам ответят!
Откуда: Россия, Оренбург
Репутация: 0
ссылка на сообщение  Отправлено: 01.01.09 20:36. Заголовок: Правила видеосъемки ..


Правила видеосъемки - по правилам и без.

Любой человек, взявший в руки камеру, автоматически попадает в мир видео и кино. К сожалению или к счастью, этот мир сильно отличается от реального мира. Для связи реальных впечатлений и того, что как-то получается зафиксировать камерой, существуют правила. Все эти правила не являются жесткими условиями. Они больше похожи на код. Зрители видят на экране какой-нибудь код и понимают, что хотел сказать оператор. Этот код - порождение нашей европейской культуры. Только внутри нее он имеет значение.

В 60-е годы, когда для представителей африканских племен пытались организовать показ учебных фильмов, исследователи столкнулись с рядом непонятных феноменов. Основной из них - аборигены не видели содержания. Они, конечно, видели экран и отдельные детали изображения, но схватить кадр в целом - почему-то не получалось. Оказалось, что наше восприятие картин - это полностью культурно обусловленный навык. Глаз человека европейской культуры натренирован смотреть на картины слегка расфокусированно, так, чтобы видеть не одну точку (объект), а всю композицию с ее псевдоглубиной. Приемы, позволяющие создавать эффект глубины на плоскости, имеют смысл только под воздействием культурной традиции.
Другой феномен - нежелание понимать выход объектов из кадра. Аборигенов очень интересовало, куда пошел человек. Операторам приходилось "прослеживать" весь путь, пока человек не скроется за ближайшим углом. Только в этом случае у зрителей не возникало вопросов. Ограниченный угол зрения в картинах и на экранах тоже является частью кода. Культурный зритель на время просмотра "отказывается" видеть экран, как часть окружающего мира. Он начинает смотреть в экран, как если бы это и был весь окружающий мир. Поэтому, когда мы видим панорамное движение камеры - мы видим саму панораму. Аборигены в аналогичном случае не могли понять, почему вещи вдруг стали двигаться.
Итак, съемка камерой - это некий трюк. Если мы хотим, чтобы зритель понимал содержание, нам необходимо подчиняться определенным правилам. Эти правила вырабатывались на протяжении всей истории европейской цивилизации. В начале - художниками, затем фотографами, затем кино- и видеооператорами. Однако, нарушение этих правил не всегда ведет к визуальному "браку". Иногда наш "тренированный" зритель воспринимает нарушенное правило, как еще один код. Оператор в этом случае получает дополнительные средства выражения. Попробуем разобрать правила съемки, расширяя их некоторыми "нарушениями".

1. Правило - Снимать всегда со штатива.

Это требование имеет веские основания. Картинка получается более качественной даже на недорогих камерах и с плохим освещением. Дело в том, что при кодировании финального ролика, из файла удаляется от 80% до 97% информации. В основном, "под нож" попадает неподвижный фон, а основной объект сохраняется в приемлемом качестве. При съемке с рук фон двигается постоянно. Программа-кодировщик не может эффективно сжать такой фон. В результате, качество падает у всего изображения.
"Нарушение 1" - менять точку съемки.
Нет ничего скучнее, чем запись с неподвижной камеры. Простая перестановка штатива делает съемку намного "веселее". Желательно, чтобы точки съемки не пресекали линию движения объекта. Например, если снимать идущего человека с правой стороны - на экране он будет двигаться слева направо. Если пересечь линию его движения и продолжить снимать его с левой стороны - то в реальности он будет продолжать двигаться в том же направлении. Но на экране его движение будет уже справа налево - то есть в обратную сторону.
"Нарушение 2" - снимать камеру со штатива.
Камера может летать. Наш глаз к этому относится с пониманием. Важно, чтобы полет был гладким и без "турбулентностей". Если во время полета камера переходит от одного объекта к другому - желательно начать раньше, а закончить позже. То есть, камера начинает снимать до "подлета" к первому объекту и продолжает снимать после "пролета" мимо второго объекта. При монтаже "лишние" куски заменятся другими кадрами.
"Нарушение 3" - снимать во время ходьбы.
Если все заснять в такой манере, то зрителям придется выдавать пакеты, как в самолете, но: Именно в такой манере можно показать сцену глазами идущего животного или человека. Например, снимаем со штатива, как в комнату заходит собака. Останавливаем съемку. Убираем собаку. Заходим в комнату с включенной камерой. Камера на уровне глаз собаки. Бесцельно снимаем "лево, право и все остальное", а затем "идем" к миске, приближаемся к ней вплотную и выключаем камеру. Приносим собаку, ставим ее к миске и снимаем со штатива. В данном случае, визуальный "брак" будет имитировать движение объекта. Если этот прием вас сильно увлечет - не забудьте про пакеты во время показа:)
"Нарушение 4" - вертеть камерой во все стороны.
Этот прием должен быть минимальным по продолжительности. Чаще всего он хорошо показывает падение, борьбу и другие состояния дезориентации. Если в одном кадре видно, как в оператора что-то кинули, то наложение при монтаже "крученой съемки" создаст эффект попадания. Скорость "верчения" может передавать тяжесть брошенного предмета.

2. Правило - Снимать на уровне глаз объекта и параллельно линии горизонта.

Съемка выше уровня глаз принижает объект съемки и заставляет его морщить лоб. Съемка ниже уровня - принижает зрителя и придает объекту надменное выражение. Даже если все это не очень заметно, кадры получаются не очень комфортными.
При наклоне камеры относительно уровня горизонта изображение на экране может сохранять правильную ориентацию. В результате возникает ощущение, что на видео можно снимать в портретном режиме. На телевизоре или мониторе такие "лежащие" съемки будут выглядеть кошмарно. Особенно, если они лежат то на левом, то на правом боку.
"Нарушение 1" - снимать снизу.
Такие съемки хорошо передают динамику движения. При съемке "с пола" даже ребенок на трехколесном велосипеде будет выглядеть, как крутой байкер. Нужно постараться самому не попасть под траекторию какого-либо движения.
"Нарушение 2" - снимать сверху и сбоку.
Этот прием создает ощущение расширенного взгляда. Так снимают камеры наблюдения. Люди ведут себя перед такими камерами не очень обычно, и это создает стилевой эффект.
"Нарушение 3" - снимать под углом 20-30 градусов.
Этот прием получил название "голландский угол". Так снимают часто в видеоклипах и молодежных телепередачах. Этот прием сильно повышает динамику кадра. Даже если объект стоит на месте, возникает ощущение, что он вот-вот упадет и покатится. Если некая сцена снимается с таким углом, лучше, чтобы она и дальше снималась с этим углом.

3. Правило - Не пользоваться зумом без особой необходимости.

Зум (наезд-отъезд) в руках новичка часто превращается в еще больший кошмар, чем съемка без штатива. Зум - это прием акцентирования внимания. Но для того, чтобы он сработал необходимо очень четкое "прицеливание". Оператор несколько раз репетирует движение зума, чтобы первый и конечный кадр четко направляли внимание зрителя. У новичков зум "наезжает", на что попало, и "отъезжает", куда попало. В результате основное послание таких съемок - бессилие человека перед пространством и техническими возможностями.
Более того, зум в режиме большого приближения в сочетании с бесштативной съемкой создает самую большую степень тряски изображения.
"Нарушение 1" - снимать издалека, но с большим увеличением.
Подобная техника съемки позволяет сильно уменьшить площадь заднего фона и размыть его. При съемках определенного объекта (человека, статуи, машины) - это создает интересный художественный эффект.
"Нарушение 2" - чуть двигать зум время от времени.При съемке говорящего человека кадр быстро становится скучным. Если время от времени делать небольшие зум-скачки, это может добавить динамичность к съемке. Важно, чтобы зум "прыгал" вперед и назад на одинаковые расстояния. Важно, чтобы скачки происходили в промежутке между смысловыми блоками в речи. Важно, чтобы при этих скачках не нарушалась композиция кадра.
"Нарушение 3" - снимать с чрезмерным увеличением.
Интересным объектом съемки могут быть не только сами персонажи, но и их части. Съемка разговаривающих людей может стать намного интереснее, если снимать только их руки или только ноги (обувь). У говорящего интересные кадры могут быть, если снимать нижнюю часть лица, а у слушающего - при съемке крупным планом одних только глаз.

4. Правило - Снимать только при хорошем освещении.

При съемке всегда есть две картинки - та, которую видит глаз, и та, которую способна увидеть камера. Эти две картинки отличаются очень сильно. При хорошем освещении даже самые простые камеры снимают достаточно качественно. При плохом - даже очень дорогие камеры снимают недостаточно качественно. Если нужно съэкономить при покупке камеры, можно просто купить дополнительное освещение либо стараться снимать в солнечную погоду.
Хорошо, если объект освещается 3-мя источниками, один из которых освещает "главную сторону", второй - убирает сильные тени с другой стороны, а третий - светит сзади и сверху, придавая объем и отделяя объект от фона.
"Нарушение 1" - снимать при частичном освещении.
Если задний фон полностью затемнен - это не так уж и плохо при съемке определенного объекта. Иногда один фонарик способен создать интересный художественный эффект. Нужно только следить за качеством этого эффекта. Оккультисты любят фотографироваться при резком освещении лица снизу, а культуристы - при резком освещении мускулатуры сверху. Лицо обычного человека в таких условиях может получиться достаточно специфичным.
"Нарушение 2" - снимать против света.
При такой съемке объект получается очень плохо освещенным с едва различимыми деталями. Можно усилить этот эффект и получить четкий силуэт вообще без деталей. При такой съемке можно сделать акцент на фоне, жестикуляции или произносимых словах. Наш глаз привык, что так снимают анонимные откровения. Следовательно, интерес к таким кадрам заведомо более высокий.

5. Правило - Снимать с настроенным балансом белого.

Баланс белого позволяет избегать "красных" и "синих" кадров. Неправильно настроенный баланс белого делает кадры в помещении с сильным смещением в сторону красного. Это легко увидеть по белым предметам, цвет которых получается от розового до бардового. То же самое, только при съемке на улице делает снимки со смещением в сторону синего.
Исправление такого "брака" при монтаже может сильно понизить качество финального видео. Рекомендуется настраивать баланс белого при каждом включении камеры. Точнее - проверять его.
"Нарушение 1" - настраивать баланс белого с небольшим смещением в сторону красного.
Наш глаз лучше принимает теплые оттенки цвета, чем холодные. Небольшое смещение в сторону красного делает цвет кожи более приятным для глаза.
"Нарушение 2" - настраивать баланс белого с большим смещением в сторону синего.
При съемке на улице нужно переключить баланс в режим "лампы накаливания". При этом, цвет сильно сместится в сторону синего. Получится эффект ночной съемки, но с четко различимыми деталями и без цифрового шума.
На этом пока все. В одном из старых фильмов ужасов старая шаманка произносит фразу: "Правила созданы не для того, чтобы их нарушали". В ее словах скрыт культурный призыв - правила позволяют создающим и смотрящим видеть одно и то же. Но сами правила нестатичны. Они постоянно развиваются и иногда начинают сами себя опровергать. Важно следовать этим изменениям, чтобы создавать интересные кадры, но не сильно опережать эти изменения, чтобы кадры оставались понятными зрителям.

Анонсы тренингов по видеомонтажу:
Ближайшие даты проведения тренинга "Видеомонтаж для начинающих" - 24-25 ноября, 15-16 декабря.
На тренинге разбирается, как переносить видео с камеры на компьютер, как накладывать музыку, титры, переходы, видеоэффекты. Как вырезать фрагменты видео или звука из любимых фильмов на DVD и вставлять их в свое видео. Как создавать меню диска и и как записывать диски в формате Video-DVD.
Осваиваемые к концу тренинга программы: Pinnacle Studio, Mpeg Video Wizard, DVD-Architect, Nero.
Тренинг "Видеомонтаж и Анимация" состоится теперь уже только в новом году. Этот тренинг для тех, кто владеет базовыми навыками видеомонтажа.
Осваиваемые программы на этом тренинге: Sony Vegas, CrazyTalk, Xara3D и еще несколько программ.
Обучение занимает всего два дня.
Записаться в группу можно и по телефону, и по e-mail, указанных в контактах..
Ждем любых вопросов о видеомонтаже, предложение тем выпусков, которые были бы Вам интересны.
И вопросы, и темы будут освещаться в следующих выпусках.
СПАСИБО!
Контакты:
Автор рассылки: Елена Каменских
www.videobegin.narod.ru
e-mail:video@artproduce.ru
тел.: 8 926 536 5320

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
Админ.




Сообщение: 44
Настроение: Спросите, и Вам ответят!
Откуда: Россия, Оренбург
Репутация: 0
ссылка на сообщение  Отправлено: 01.01.09 20:38. Заголовок: НАГОРНАЯ ПРОПОВЕДЬ Р..


НАГОРНАЯ ПРОПОВЕДЬ РЕЖИССЕРА ИЛИ ДЕСЯТЬ ЗАПОВЕДЕЙ ДЛЯ ТЕЛЕОПЕРАТОРОВ

1. Не спешить с включением камеры, не будучи уверенным в достаточной освещенности объекта и возможности качественного приема звука.

2. Помнить о наличии штатива и выносного микрофона. Съемку с рук и использование встроенного микрофона оправдывает лишь оперативный или иной, обусловленный замыслом, характер съемки.

3. Панорамные кадры обязаны иметь достаточной длины статику в начале и в конце кадра каждого плана.

4. Проходы героев желательно заканчивать их выходом из кадра, что облегчает построение монтажной фразы. Это касается любых движущихся объектов: животных, автомобилей и прочее.

5. Движущийся в кадре человек должен иметь законченные фразы движения, и вообще кадры с движущимися объектами желательно снимать длинными планами.

6. Пластика панорамного кадра обусловлена темпо-ритмом и настроением, как всего фильма, так и конкретного эпизода.
Характер исполнения панорамы, композиционное ее решение, да и само направление панорамного движения определяется не "характером" оператора, а смысловым и пластическим содержанием эпизода.
При съемке занятых какой-либо деятельностью людей, а также природных ландшафтов и задействованных в них животных панорамы не только позволительно, но желательно исполнять с некоторыми "приостановками", что позволяет лучше разглядеть происходящее и сделать некие акценты. В этом случае механическая "оглядка" явно уступит место осмысленному "обзору".

7. При съемке длинных проходов необходимо делать время от времени хотя бы краткосрочные задержки на тех или иных объектах, деталях, лицах людей, попадающих в кадр.
Это обстоятельство дает режиссеру возможность в последующем монтаже прервать в нужном месте затянувшийся проход, а не отказываться вовсе от этого самого кадра из-за непозволительной длины прохода героя или долгого панорамного движения камеры.

8. Телевизионный кадр диктует максимальное использование "первого плана" не только при съемке масштабных, пространственных и панорамных кадров.
Съемка героев в живой "жизненной" среде при наличии "первого плана" создает некий "эффект наблюдения со стороны", впечатление случайно подсмотренного кадра.

9. Ставка на крупные планы! Она оправдана не только спецификой телевизионного экрана, возможностью всмотреться в суть происходящего в кадре, заглянуть в глаза герою. Все это абсолютно верно.
Но плюс ко всему этому съемка на крупных планах нивелирует всегдашнюю искусственность съемочной среды и поведения героев, условность предназначенной для съемок мизансцены. В частности, когда идет синхронный разговор с большим количеством участников.
На общем плане подобные режиссерские и операторские "построения" видны невооруженным глазом, и вся "творческая кухня", как говорится, налицо.
Кроме прочего, режиссеру гораздо легче монтировать синхроны собеседников, когда те сняты по отдельности, а не соседствуют в одном кадре.
В этом случае не возникает проблем ни с их позами, которые могут не совпадать в "стыкующих" кадрах, ни в самой последовательности разговора. Возникает полная свобода для монтажного маневра.

10. "Операторское искусство" при съемке синхронных диалогов.
Как мне кажется, при съемке синхронных эпизодов, когда задействовано 2, 3 и более беседующих людей, совсем не обязательно держать в кадре только "говорящие головы". В том смысле не менее выразительны бывают и руки, и детали быта, и лица собеседников, да и собственное лицо героя, когда он, замолчав, слушает высказывания своих партнеров.
Слушающий человек бывает порой куда более интересен, нежели говорящий. Ну а зритель, таким образом, получает параллельно звуковую и зрительную информацию более объемно, то есть о 2-х героях одновременно.
Для режиссера же наличие таких вот кадров со слушающими друг друга собеседниками дает возможность в монтаже свободно маневрировать их текстами.
А ежесекундные "броски камеры", когда оператор с собачьей проворностью хватает синхроны каждого из вступающих в беседу людей, уже на третьем или четвертом броске начинает вызывать зрительное раздражение.
Подобная демонстрация "мастерства" заставляет думать об его отсутствии.

А в остальном, "прекрасная маркиза"”, все хорошо! Все "очень хорошо"…

А. Погребной,
Кинорежиссер,
Заслуженный деятель искусств,
Лауреат 23 фестивалей


© Центр экстремальной журналистики
При публикации ссылка на ЦЭЖ обязательна.

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
Админ.




Сообщение: 45
Настроение: Спросите, и Вам ответят!
Откуда: Россия, Оренбург
Репутация: 0
ссылка на сообщение  Отправлено: 01.01.09 20:48. Заголовок: Свадебная видеосъемк..


Свадебная видеосъемка

Помним об одном: правила для того, чтобы их нарушать. Существует огромное количество видеопроизведений, где все, о чем ниже написано не выполняется (иногда). Но даже самым оторванным экспериментаторам не повредит знать, что именно они нарушают. Итак: ... Золотое сечение
Кто не изучал рисование или архитектуру, звучит непонятно. Это не для теоретиков, желающие ищут, поиск работает. Практики делают так: мысленно представляем одну сторону кубика Рубика, втиснутую в видоискатель. Получили прямоугольник, разделенный двумя горизонтальными и двумя вертикальными линиями. На этих линиях и должно располагаться все самое главное в кадре. Если мы снимаем крупный план - глаза на верхней горизонтали, осевая линия лица на одной из вертикальных линий, взгляд направлен в сторону другой. Задумали снять молодоженов, которые танцуют, глядя друг на друга в профиль постарайтесь "нанизать" их на обе вертикальные линии, глаза по верхней горизонтальной. Взгляд по диагонали экрана – тоже неплохой прием.

Планы по крупности
Знать это надо для того, чтобы представлять себе как их сочетать при монтаже. Как безмонтажный вариант - знать, как снять следующую сцену. Об этом ниже, но сейчас просто скажем: планы разные нужны, планы всякие важны. Они бывают:
Детали. Это пуговица, кисть руки, уголок губ, глаз. Здесь и далее подразумевается, что это деталь объекта, о котором идет рассказ. Если микросюжет (а не фильм, теоретики - в сад!) о маневрах космического крейсера, то детальным планом может быть показ радарной установки размером с дом. То есть "деталь" не означает "что-то маленькое". Хотя, в нашем случае это колье на шее невесты, нервно барабанящие пальцы жениха, запотевший бокал, кольцо на пальце, слеза на щеке маменьки (загнул, конечно, слезу как-то не приходилось поймать, но все остальное в хорошем свадебном фильме зритель должен увидеть) которые занимают практически весь экран.
Крупный. По отношению к главным объектам нашей съемки - портрет. Их, виновников торжества, жениха и невесты. Теоретически, опять же возможен крупный план центра событий, где до портрета будет очень не хватать зума. В НАШЕМ деле крупный план МОЖНО приравнять к портрету.
Средний. Планы изобретали во времена братьев Люмьер, я за них не отвечаю. Средних планов два. Первый (более крупный), когда человека снимают по грудь и второй (помельче), человека снимают по колени. Это примерно. Не уверен, что кто-то поймет фразу "сними мне первый средний этого автомобиля". Эрго? Это все о людях. Американская школа кинематографа настаивает, что должен быть еще минимум один, так называемое "молочный", а в перспективе – и поколенный, пощиколоточный и пр. но я говорю гневное "нет" этим империалистическим проискам. Сформулировать такой принцип монтажа, как монтаж по крупности станет тяжело. Моя тактика предусматривает уступки американцам "а ля СНВ-2". По соски (по-американски) и по-другому снимать можно, но давайте не считать это отдельным планом. Поколенные-поясные-паховые оставим режиссерам, которые, снимая нетленку, ставят конкретную задачу операторам.
Итак: если человека снимают, включая верхнюю оконечность головы до минимум - сосков, а максимум - до пояс, то это ПЕРВЫЙ средний ПЛАН человека. От "глаза-пояс" до "глаза-колени" - ВТОРОЙ средний. Усекли? Знали? ОК, дождемся монтажа, чтобы выяснить, куда это все девать. А пока...
Общий - план, когда мы видим в кадре всех непосредственных участников события. Разумеется, не толпу на митинге. Главный герой должен полностью, а лучше с небольшим запасом помещаться в кадре (в том случае, если он будет стоять, и его не будут закрывать другие люди и предметы).
Дальний - тоже, но уже в окружающем антураже.

Панорамирование
Ах, как это все любят. Камеру туды, камеру сюды. Любой прием должен быть оправдан. И этот в том числе. Живем событием, пропускаем его через себя. В НАШЕМ ДЕЛЕ мы очень редко, на некоторых моментах можем позволить себе побыть сценаристами-драматургами (прогулка, немного сборов и т.д.). Остальное решено за нас. Где на банкете молодожены сидят, когда и под какую музыку танцуют. Кто и сколько им будет чего желать. Жаль, но очень часто поздравления подруг невесты (рад за нас, мужчин, мы этим грешим ощутимо меньше) превращаются в многоминутную декламацию скачанных из Интернета банальностей. Любой оператор со стажем от года начитает вам пяток четверостиший из раза в раз повторяемых "лучшими подругами". Здесь же набор штампов, которых не избежит неопытный оратор, приглашенный на свадьбу. "Говорить я не умею" (уже понятно, спасибо, если от микрофона не откажется). "Я сам из...", "папу твоего знаю по ХерГдеСтану, мы там 25 лет отслужили", «Что вам пожелать?». У человека, которому поставили задачу сделать красивый фильм о светлом чувстве, может реально "упасть планка" после третьего тоста в таком стиле. Расправляться с такими ораторами при монтаже мы вас научим позже, а пока про панорамирование.
Что бы там не говорили и не творили участники событий, запомните - панорамировать, то есть вести камеру, в какую-либо сторону (с зумом или без) за КРАЙНИМ ИСКЛЮЧЕНИЕМ больше восьми секунд нельзя. Бывает, что, запутавшись в планах и ракурсах, оператор как говорят боксеры "плывет". Там ляп, там удар, камеру туды, а там девушка в носу ковыряется. Камеру сюды, а там свидетель зевает. И чертыхаться грех, не виноваты гости, что им скучно. Что делаем? Уходим на общий план эпицентра событий. Отдышались, секунд восемь (по киношным принципам 12 секунд - это уже сверхдлинный план), врубились, о чем там говорят и наезд с панорамированием. Хоть на одного из участников диалога, хоть на бабушку (о них тоже слово замолвлю, может во второй части). Думаем-с, живем-с.
В общем случае панорамирование - это соединение точки А с точкой Б. На которое вам отводится не более восьми секунд, а при "экшене" около двух-трех. Мастера, живущие своей камерой, да в хорошей форме проведут идеальную прямую между точкой А и Б за пол-две секунды. Под точкой понимаем правильный план чего угодно, что ИМЕЕТ ОТНОШЕНИЕ к нашему видеорассказу. От туфельки невесты в руке жениха (уже знаем, что это ДЕТАЛЬ) к алчному лику свидетельницы в другом. Соединяйте точки и учитесь определять их. Важен еще один момент - панорамирование начинается и заканчивается съемкой неподвижной картинки (называется "вход-выход из кадра").

Что не надо делать:
проехав точку "Б" пытаться тут же довернуть камеру обратно, напоследок игрануть зумом. Все увидят ваш косяк. Выждали секунду-две, типа так и было задумано, потом скадрировали получше. Между панорамированием и исправленным кадром вставим при монтаже ПЕРЕБИВКУ (будет ниже).
пытаться объять необъятное. Дольше восьми секунд (максимум!) никогда никуда не вести, особенно часто операторы "попадают", пытаясь снять шеренгу гостей. Поехали, сообразили, что с данным темпом мы только половину снимем (а темп рвать нельзя!) - быстренько выбираем какое-нибудь лицо и с наездом аккуратненько останавливаемся. Наезд чтобы у зрителя не оставалось ощущения недосказанности из-за торчащего плеча, хозяина которого он ни в этом, ни в следующем кадре не увидит.
копировать размахивание слона своим хоботом. Если видите, что очень надо вернуться обратно - подождите секунд 5, пусть это время зритель смотрит на неподвижную картинку. Разумеется, это не относится к знаковым свадебным моментам, обмен кольцами или разрезание торта, там, во-первых, без монтажа не обойтись, а во-вторых, есть и другие приемы, панорама в такие моменты не "гвоздь программы". Уместнее мгновенный переброс камеры с подставкой на монтаже какого-нибудь промежуточного кадра или обрезания переброса. На банкете во время тостов-конкурсов - самое оно.

Трансфокация
Здоровско! Показываем стол с братанами, и вдруг вж-ж-ж - Надюхин глаз! Во весь экран! Трясется немного картинка, и не в фокусе, но круто, пацанам понравится. Спилберг дурак, не знает что на камере рычажок "зум" есть. Для вас это пройденный этап? Тогда разберемся с этим приемом чуть поподробнее.
Логический смысл приближения - в том, чтобы показать зрителю что-то интересное, выделить его из общей картины. Ключевое слово - "интересное". Наезд не должен быть самоцелью. Начальная и конечная точки должны быть. Собственно эти одна-две секунды неподвижного изображения называются "вход-выход из кадра". Никто не запрещает вам, совершив наезд-отьезд продолжить показывать полученную картинку. НО! (См. про слоновий хобот). Не следует затем торопиться и снова жать рычаг "зум". Любые происходящие изменения кадра должны быть оправданы. Если наезд-отъезд вы выполняете без панорамирования, то есть оптическая ось камеры неподвижна – старайтесь, чтобы начальный и конечный планы разнились друг от друга на две ступени. Показываете второй средний – можете отъехать на дальний или наехать на крупный. В любом случае вы покажете зрителю что-то, что на предыдущем плане он видеть не мог. Или окружающую сцену обстановку, или заострите внимание на выражении лица. Трансфокация на одну ступеньку, скорее всего, вызовет у зрителя ощущение, что вы просто елозите камерой, выбирая ракурс получше.
Исключения из правил для зума и трансфокации составляет какой-нибудь внезапный скоротечный эксклюзив, когда на первый план выходит задача хоть как-то заснять что-то внезапное, но важное (смешное, трогательное, и т.д.). Учитывая, что при этом только на вас лежит куча задач по экспозиции, фокусу, придется проталкиваться сквозь гостей и стулья-столы – не комплектуйте, снимайте, как можете, потом при монтаже сделаете, что возможно.
Кратенькое резюме: наезд – заострение внимания на чем-то, уточнение. Отъезд – обобщение.

Резкость
Как таковая, резкость нас не интересует. Разумеется, картинка должна быть резкой. Нас интересует игра резкостью, которую можно получить в ручном режиме при открытой диафрагме. Очень яркий прием для усиления художественного эффекта.
С веточек цветов на переднем плане резкость переводим на задний план и получаем смещение внимания зрителя на нужный нам объект. Общее правило – тот объект, который выглядит резким в конце кадра (в данном случае ноги невесты) и есть главный в этой композиции. Для усиления использован фильтр из Фотошопа «Диффузное свечение».
Подчеркнуть резкостью перспективу кадра тоже бывает нелишним. Кроме открытия диафрагмы рекомендуется сузить угол обзора (пользоваться зумом).

Движение камеры
Очень сложный прием. Без крана или рельсов двигаться вместе с камерой и при этом выдавать смотрибельную картинку – сверхзадача. Но красота этого приема заставляет многих из нас мастерить стедикамы, краснеть и, задерживая дыхание бродить по залу «лунной походкой», изобретать такие хваты камеры, что создатели «Камасутры» наверное, покраснели бы. Общий совет – для большей красоты вашего фильма найдите способ показать зрителю, что ваша камера может двигаться. Разумеется, движение должно быть оправданным. Попробуйте пронести камеру над столом, заставленным блюдами, вынырнуть из-за букета, стоящего перед молодыми. Облететь ребенка, стоящего у связки с шариками. При этом даже самый небольшой зум крайне нежелателен. Хитрости здесь – двигаться на полусогнутых ногах. Короткие пролеты камеры выполнять руками, не передвигая ноги. Широкоугольные насадки тоже будут хорошим подспорьем (чем шире угол обзора, тем менее заметны будут дерганья).


Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
Админ.




Сообщение: 48
Настроение: Спросите, и Вам ответят!
Откуда: Россия, Оренбург
Репутация: 0
ссылка на сообщение  Отправлено: 01.01.09 22:05. Заголовок: Три простых правила ..


Три простых правила видеосъемки

Чтобы картинка не дрожала.

Если вы снимаете без штатива, то довольно сложно добиться статической картинки. Лично я в таких случаях использую метод задержки дыхания. Например, нужно снять секунд восемь, статичный адресный план. Штатив есть, но ради одного плана расчехляеть его не особо хочется, хотя надо было бы. Но есть выход. Ноги на ширине плечь, или чуть шире, чтобы занять устойчивую позицию. Камера на плече и слегка дотрагивается до уха. В такой позиции видеокамера опирается на две точки, и вы чувствуете ее отклонения. Перед нажатием красной кнопки задерживаем дыхание. Более-менее статичный план удался!

Снимаем панораму

Панорамы, это вообще сложная и довольно обширная тема, достойная отдельного разговора. Важно не забывать о том, что любое движение камерой должно быть оправдано, и обязательно должно начинаться и заканчиваться статикой. Кроме того, нужно помнить, что все кроме статики не имеет никакого значения. По крайней мере, так это видит зритель. Важны только две точки первая и последняя. Поэтому выбирайте их заранее и старайтесь остановиться именно на них. Эти два кадра должны быть достаточно информативными и “красивыми”. “Красивыми” - значит композиционно выстроенными. Для этого (я снова представляю ситуацию съемки без штатива) нужно стать в устойчивую позу, при чем так, чтобы было удобно снимать последний кадр панорамы. Повернуться торсом, не передвигая ног, к началу панорамы, и только тогда нажимать красную кнопку. Если есть возможность, то лучше отрепетировать движение. Эти нехитрые приемы помогут сделать ровную панораму, избежать “недоездов” и рваных, некрасивых кадров в вашем фильме.

Говорящая голова

Говорящей головой телевизионщики называют человека в кадре. Но иногда говорящая голова оправдывает свое название. Например, интервью, снятое на фоне стены, или просто на несоответствующем фоне. Скажем, заслуженный сантехник с медалью на груди в кресле начальника Жека, где за спиной герб, портрет Путина и триколор, а на переднем плане дорогущий канцелярский набор из мрамора. Это прохляет, если сантехник после своих заслуг назначен на место начальника Жека. Но если это интервью о его достижениях, и вообще о жизни, то лучше снять на любом другом фоне. Но это одна маленькая ситуация. А если сам начальник Жека хочет дать интервью в своем кресле? Советую тоже переубедить. По моему мнению, слишком официальная обстановка не располагает к откровенному разговору.

Есть еще важный момент. Старайтесь, чтобы за “говорящей головой” оставалось не менее трех метров свободного пространства, и оно соответствовало теме разговора. Так вы избавитесь от теней на стене и передадите атмосферу места, в котором все происходит.

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
Ответ:
1 2 3 4 5 6 7 8 9
большой шрифт малый шрифт надстрочный подстрочный заголовок большой заголовок видео с youtube.com картинка из интернета картинка с компьютера ссылка файл с компьютера русская клавиатура транслитератор  цитата  кавычки моноширинный шрифт моноширинный шрифт горизонтальная линия отступ точка LI бегущая строка оффтопик свернутый текст

показывать это сообщение только модераторам
не делать ссылки активными
Имя, пароль:      зарегистрироваться    
Тему читают:
- участник сейчас на форуме
- участник вне форума
Все даты в формате GMT  5 час. Хитов сегодня: 2
Права: смайлы да, картинки да, шрифты да, голосования нет
аватары да, автозамена ссылок вкл, премодерация откл, правка нет